ПОСТРОЕНИЕ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ
Линейные модели решения сложных бизнес-задач на текущий момент имеют очевидный недостаток: они не обеспечивают той скорости самообучения и развития организации, которая в нынешних бизнес-реалиях необходима для того, чтобы компания оставалась конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.
Поэтому если посмотреть на типичную нынешнюю успешную компанию, то она больше похожа на гигантский мозг с огромным количеством информационных потоков и связей, который одновременно решает множество сложных задач и накапливает знания/самообучается в процессе решения задач. Ввиду этого целесообразно подходить к построению самообучающихся организаций на основании принципов построения самоорганизующихся нейронных сетей.
Что же означает построения организации по принципу нейронной сети? Давайте попробуем в этом разобраться на примере простых, но основополагающих, примерах, содержащих отсылки к принципам работы нашего мозга.
Факт №1. Мозг обрабатывает и упорядочивает поступающую информацию, классифицируя все ситуации как стандартные, либо нестандартные. Действия в стандартных ситуациях не сопряжены с рефлексией. Нестандартные ситуации подвергаются анализу.
В организации должны быть реализованы стандартные механизмы сбора информации о внутренней деятельности и влиянии ее на внешнюю среду, наряду со сбором информации о происходящем во внешней среде. Это должны быть устойчивые и постоянно действующие механизмы сбора (в измеримом виде) информации о результатах деятельности компании и состоянии внутренней и внешней среды, т.е. должна быть сформирована система показателей и механизмов их регулярного измерения. При этом должно быть определены критерии нормы: т.е. должно быть сформировано понимание того, какие значения параметров мы принимаем как нормальные, а какие расцениваем как отклонения и должны вносить коррективы в деятельность.
Организация должна обеспечить максимально легкое протекание процессов в стандартных условиях, инициируя процессы организационной рефлексии только в нестандартных ситуациях. Многие организации игнорируют данный принцип и пытаются встроить контроль на уровне согласований во многие процессы, парализуя тем самым деятельность.
Факт №2. Мозг характеризуется наличием стереотипов – устойчивых моделей поведения, обеспечивающих в стандартных ситуациях оптимальный результат.
В организации такими стереотипами являются стандарты – положения, регламенты, инструкции и т.п. Организация, не имеющая стандартов в ключевых областях, сравнима с человеком-шизоидом: очень креативна (каждый раз – как первый), но имеет очень низкую степень жизнеспособности.
Компания должна, где это возможно, создавать стандарты, описывающие правильные (в соответствии с текущими представлениями) подходы к организации своей деятельности. Стандартные задачи – основа непрерывного совершенствования.
Факт №3. Ситуации, выходящие за рамки типичных, мозг воспринимает как проблему, в связи с чем возникает рефлексия и проводится поиск решений проблемы. В процессе решения проблем мозг обучается, в результате чего, зачастую, происходят изменения/коррекции стереотипов.
В организации должен быть создан механизм методологически последовательного анализа (решения) проблем, основной задачей которого является правильная идентификация проблемы, последовательный поиск ее коренной причины и выработка специфичных контрмер. Применяемая методология должна обеспечить решение проблемы с первого раза, т.е. выявление и устранение коренных причин, а не борьбу со следствиями.
При этом решение проблем должно сопровождаться внесением изменений в стандарты для обеспечения новых, более эффективных, процедур, содержащих в себе механизмы предотвращения возникновения идентифицированных и решенных ранее проблем. Совершенствование стандартов и есть механизм изменения/коррекции организационных стереотипов на основании опыта решения проблем.
Совершенствование стандартов, а также формирование базы знаний о возникавших проблемах и их решении (для чего должен быть создан стандартный механизм документирования информации о решении проблем), обеспечивает самообучение организации и повышение эффективности ее деятельности.
Продолжение следует…
Чтобы иметь возможность оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.