• Астана
  • Москва
+7 (495) 764­-52-69
Пн.-Пт. с 10:00 до 20:00 gnconsulting.rus@gmail.com

Блоги

Автор:

Георгий Наумов

эксперт

31.07.2013

Категории:

  • Стратегия. Планирование и контроль

Система планирования и контроля. Часть 3: Миссия и видение

Миссия

Один прохожий остановился, чтобы понаблюдать за работой строителей. «Что Вы делаете?» - спросил он группу строителей. «Носим кирпичи, укладываем их в кладку» - угрюмо ответили рабочие. Тут подошел еще один строитель. «Братцы, мы отстаем – давайте подналяжем» - одухотворенно сказал он другим строителям. Передал кирпичи и бодрым шагом направился за следующей партией. Когда он принес следующую партию, прохожий спросил и его: «Так что Вы все же делаете?». «Строим храм. Это будет самый большой и самый красивый храм в наших краях. Поистине великое дело!».

Это был единственный рабочий в группе, который понимал миссию и обладал стратегическим видением.

Очень часто организации создаются собственниками только ради того, чтобы «делать деньги». Такие организации не становятся великими, да и более того, просто крупными и успешными. «Выколотая» российская реальность, которая до сих пор избавляется от наследия 90-х, не до конца показательна в этом плане, но тем не менее и здесь уже видно, что мелкие (по уровню восприятия целей бизнеса) лавочники так и остаются мелкими, а бизнесы растущие у спешные характеризуются внутренним пониманием собственников и топ-менеджеров того, ради чего все делается и какая ценность при этом создается.

Крайне важно для организации ответить на этот вопросы: ради чего мы существуем, какую ценность создаем и чем отличаемся от других? Ответы на этот вопросы и называются Миссией. В миссии сходятся внутренние возможности бизнеса (или компетенции и устремления собственников, если бизнес только создается) и глубинные потребности различных заинтересованных сторон: потребителей, персонала организации, общества в целом.

Будучи действительно идущей из глубины понимания предназначения, а не формально сформулированной, миссия будет вдохновлять, мотивировать и творчески стимулировать всех сотрудников организации. Ибо, как писал Э. Фромм: «Если человек не имеет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, его переполняют сомнения, которые в итоге парализуют его способности действовать». Или, переводя высказывание в позитивное русло: люди по-настоящему эффективно делают то, в чем видят смысл.

Воспринимать себя каменщиком или строителем храма?

При этом важно понимать, что предназначение организации будет действительно мотивировать сотрудников, если миссия нацелена на создание ценности для широких слоев общества. Работников компании вряд ли будет воодушевлять миссия, направленная на обогащение акционеров.

Так как же сформулировать миссию компании? Для этого собственники и, возможно, топ-менеджеры, должны ответить на вопросы:

1) Какую ценность и для кого мы создаем?

2) Как мы это делаем?

3) Что делает нас уникальными?

4) Что мы не делаем, и не будем делать?

Крайне важно четко определить п.3, поскольку в противном случае «если совершенно непонятно, почему вы занимаетесь тем, чем занимаетесь, значит, в скором времени вы обнаружите, что все, что выпадает за «круг возможностей», тем не менее скопится у вас в компании и сделает ее тяжелой и неповоротливой. Ваша задача — оборонять границы бизнеса, а не работать пылесосом и засасывать все, что плохо лежит» (НевиллЛейк).

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Идеально сформулированных миссий я пока еще не нашел. Но продолжаю поиск и найду примеры, либо сам сформулирую такую для своей деятельности. Тем не менее, приведу ряд примеров достаточно удачно сформулированных миссий. Также приведу примеры неудачно сформулированных миссий (не был бы я Георгием Наумовым, если бы не сделал это).

 

ПРИМЕРЫ УДАЧНО СФОРМУЛИРОВАННЫХ МИССИЙ

1. OtisElevator (производство лифтов) — предоставить всем клиентам средства перемещения людей и грузов вверх, вниз и в стороны на ограниченное расстояние с надежностью, какую не может обеспечить ни одна другая компания.

2. Компьютеры iRU - создавать компьютерную технику, идеально подходящие каждому - по возможностям и по доступности. Мы должны и готовы сделать персональный компьютер доступным каждой семье в России.

3. Мобильные ТелеСистемы (МТС) - Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал - на работе и дома. Мы уверены, что достигнем целей, стоящих перед компанией, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании.

4. Компания ДАРЬЯ (производитель продуктов легкого приготовления России) - Освобождать время потребителей для полноценной жизни, производя высококачественные продукты легкого приготовления.

 

ПРИМЕРЫ НЕУДАЧНО СФОРМУЛИРОВАННЫХ МИССИЙ

1. Пример миссии, которой лучше бы не было:

РАО «ЕЭС России» стремится к росту рыночной стоимости своих акций и акций компаний, которые будут образованы в процессе реструктуризации, путем успешного осуществления реформы отрасли и повышения эффективности и прозрачности текущей деятельности компании.

Ребята-то и не планировали заниматься генерацией и обеспечением энергией. Вон оно че, мужики!

2. Пример не "цепляющей" миссии (слишком сухо и утилитарно):

"METRO Cash&Carry предлагает оптовую торговлю по принципу cash&carry для различных сфер бизнеса и профессионалов.

METRO Cash&Carry предлагает качественную продукцию и бизнес-решение по максимально низким ценам.

METRO Cash&Carry - партнер для профессионалов."

3. Пример мисии из цикла «Попробуй запомнить»:

СКАЙЛИНК - оператор мобильной связи:

Мы расширяем возможности мобильной связи, превращая мобильный телефон в многофункциональное устройство, объединяющее качественную передачу голоса и высокоскоростную передачу данных.

Мы стремимся к тому, чтобы стать ведущим оператором в области уникальных технологий телекоммуникаций. Достижения научной и инженерной мысли мы превращаем в комфорт и легкость общения. Вы можете получить свободный доступ к необходимой информации в любой момент времени по Вашему желанию. Мы предлагаем вам широкий спектр услуг и решений, дающих уверенность и обеспечивающих комфорт вашей жизни.

Мы развиваемся вместе с вами. Мы стараемся опережать ваши требования и запросы, постоянно совершенствуя услуги и качество обслуживания. Кроме того, мы позаботились о том, чтобы предложить вам максимально экологичные технологии.

Мы хотим, чтобы образ действий нашей компании вызывал доверие, уважение и симпатию общества, партнеров по бизнесу и отдельных клиентов. В нашей компании работает творческий, доброжелательный и ответственный коллектив, в котором ценятся профессионализм и добросовестность."

4. Классика – пример слишком узко сформулированной миссии (следствием чего, в частности, стало то, что Полароид «прощелкал» тренд цифровых фото):

POLAROID: Наша цель - совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий для удовлетворения растущей потребности людей запечатлять на фотографиях лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни.

5. Интересный пример миссии, в которой было абсолютно «задвинуто в дальний угол» ключевое отличие/преимущество рассматривают Джек Траут и Стив Ривкин в книге «Сила простоты» (Питер, 2007).

Поскольку автомобили «Volvo» — это в первую очередь безопасность (ответ на 3-й вопрос), миссия компании должна звучать примерно так: «Бизнес компании Volvo состоит в производстве самых безопасных в мире автомашин». Вы думаете, что на стенах Volvo висят плакаты с чем-то подобным? Как бы не так. Декларация о миссии компании состоит из 130 слов, причем слово «безопасность» — 126-е по счету.

6. Примеры уж слишком широко сформулированных миссий – из разряда «Догадайся, чем мы занимаемся»:

SonyCorporation: Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска.

7. Попытка превратить миссию в слоган:

EastmanKodak - Мы помогаем миру создавать воспоминания и зарабатывать деньги.

Canon - Совместная работа и жизнь для всеобщего блага.

 

Видение

«Если ты хочешь построить корабль, то научи своих людей тосковать по бесконечным морским просторам»

Антуан де Сент-Экзюпери

Ответом на вопрос о том, в какую сторону грести, является организационное Видение. Видение — образ организации в будущем, которое может включать в себя и способы достижения этого результата. Видение должно быть предельно конкретно. Например, «стать первой компанией в отрасли по объемам продаж».

Видение задает направление развития, являясь эталонным вектором, с которым соотносятся устанавливаемые цели и принимаемые решения: ведут они к реализации Видения или нет. Также можно сказать, что Видение является базой для «обратного отсчета» из будущего при формировании стратегий.

Наряду с Миссией, Видение является и очень важным и крайне мощным мотивирующим элементом, демонстрируя сотрудникам и партнерам горизонты новых возможностей и вдохновляющих перспектив. Это достигается вследствие амбициозно-мобилизующей составляющей: реализация Видения должна лежать за пределами сегодняшних возможностей компании, но при этом каждый в компании должен верить в eе достижимость при максимальной мобилизации (воли, энергии и ресурсов).

Примеры:

GeneralEleсtric - стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйти на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности.

Компьютеры iRU - стать основным поставщиком персональных компьютеров и серверов на российском рынке.

Kodak - стать мировым лидером в химическом и цифровом изображении.

Microsoft: "Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение"

CompaqComputers: Стать ведущими поставщиками персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка


Чтобы иметь возможность оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.


Яндекс.Метрика